Экспедиции. | Археологическое братство. |
Керамика наиболее ранних комплексов Маргианы имеет прямые аналогии в материалах Алтын-депе, преимущественно его верхних слоев. Однако сравниваемые комплексы не тождественны. Наиболее отчетливое различие проявляется в отсутствии в Маргиане горшковидных и биконических сосудов вытянутых пропорций, которые (в особенности первые из них) являются одной из ведущих форм керамики в верхних слоях Алтын-депе. В раннемаргианских комплексах наиболее распространены сосуды в виде открытых глубоких чаш и банок, имеющие прямые аналогии в верхних слоях Алтын-депе и почти отсутствующие в более поздних комплексах, соохраняется характерная для Намазга V профилировка венчиков конических сосудов, также не встречаемая позже. В общем ассортименте керамики значительно возрастает количество ваз. Часть сосудов имеют венчики вогнутой профилировки, доминирующие у ваз и конических сосудов в течении последующего хронологического этапа Маргианы. Ножки ваз бывают гладкими и ребристыми (последние в комплексах второго этапа не встречаются). Появляются и некоторые новые типы керамики, отсутствующие в верхних слоях Алтын-депе, относимых к позднему периоду Намазга V.
Аналогии для раннемаргианской керамики имеются и в слоях времени Намазга V с Намазга-депе. В комплексах времени Намазга V также есть сосуды, с которыми можно генетически связать происхождение некоторых новых типов посуды как первого, так и второго хронологических этапов Маргианы. Почти прямые аналогии обнаруживаются между чаниками с трубчатым носиком Намазга-депе и комплексов Маргианы. В ранней крепости Гонура 1 чайники являются чрезвычайно редкой формой посуды, на в комплексах второго этапа это один из ведущх типов керамики. В южной (более поздней) крепости Гонура 1 широко распространены чайники вытянутой формы, отличающиеся от аналогичных кувшинов лишь наличием носика. Этим сосудам, как чайники с округлым туловом, имея несколько отличную конфигурацию, в целом находят близкие аналогии в материалах Намазга-депе времени Намазга V.
Многие сосуды из подъемного материала с Намазга-депе прямо или в качестве прототипов также сопоставимы с посудой Маргианы, в особенности ее ранних комплексов. Кувшины (или горшки) с вытянутым горлом и приземистым туловом из кенотафа 32 Гонура 1 (они представлены и в помещениях северной крепости) сходны с некоторыми аналогичными сосудами времени Намазга V. В материалах следующего хронологического этапа Маргианы горшки чрезвычайно редки, они имеют раздутое тулово и низкую горловину. Вазы и вазообразные сосуды Алтын-депе и Намазга-депе являются прототипами ваз, а возможно, и кубков Маргианы, которые представляют собой в целом уже другие типы керамики, сходные с сосудами времени Намазга V подгорной равнины Копетдага лишь отдельными деталями формы. Здесь также можно заметить, что все типы керамики их могильники Янги-Кала, относимого к времени Намазга VI, имеют прямые аналогии в комплексах второго хрогологического этапа Маргианы, а материалы, полученные Б.А. Куфтиным при раскопках на "Вышке" Намазга-депе, наиболее сопоставимы с керамикой позднего этапа.
В целом можно констатировать, что керамическое производство Маргианы и Бактрии явилось результатом дальнейшего развития комплексов подгорной равнины Копетдага, относимых к времени Намазга V, и участие населения этого региона в формировании культуры бактрийско-маргианского комплекса не вызывает никаких сомнений, хотя и не снимает всей сложности проблемы происхождения цивилизации в целом и ее широкого территориального распространения, особенно в течении второго хронологического этапа (помимо Маргианы и Бактрии, также Шахдад, Мерхгарх VIII, Сибри, Наушаро и другие комплексы, находящиеся на значительном расстоянии от Южной Туркмении). Не касаясь здесь этой проблемы и связанных с ней различных гипотез, отметим лишь, что возникновение бактрийско-маргиагского комплекса по времени совпало с кризисом урбанистических цивилизаций и запустением многих крупных центров в целом ряде регионов Древнего Востока, что могло вызвать перемещение на новые места обитания значительных групп населения. Абсолютные даты памятников раннего этапа Маргианы находятся в прямой зависимости от хронологии периода Намазга V подгорной равнины Копетдага. Сейчас для этого периода на Алтын-депе принята дата 2300-1850 гг. до н. э. В таком случае появление первых поселенцев в долине Мургаба,вероятно, может быть отнесено приблизительно к рубежу III-II тыс. до н. э. Воэможно, в это же время на другом конце рассматриваемого региона, в Юго-Восточной Бактрии, возникло поселение Шортугай, культура нижних слоев которого представляет хараппский комплекс в чистом виде (не исключено, что появление хараппской "колонии" у берегов Амударьи также было связано с кризисными явлениями древнеиндийской раннегородской цивилизпции). Позже Шортугай включается в сферу бактрийских связей и контактов.
Объем проведенных в настоящему времени исследований в Маргиане и Бактрии еще не позволяет сделать заключение о количестве памятников, хронологически синхронных Келлели, как и проследить конкретные процессы расселения племен на обширной территории в течении второго хронологического этапа. Пока можно лишь констатировать, что, например, и в Гонуре 1, и в Тоголоке 1 крепости второго этапа возникли непосредственно рядом с более ранними постройками. По имеющимся материалам все же представляется наиболее вероятным , что возникновение большого числа поселений на втором этапе связано с приходом в Маргиану и Бактрию новых групп населения.
Различные категории материалов бактрийско-маргианской цивилизации свидетельствуют о влиянии на ее формирование мощного южного импульса, связанного с восприятием и местной переработкой достижений различных древневосточных цивилизаций от месопотамо-эламского и сиро-хеттского мира до долины Инда. В керамическом производстве Маргианы и Бактрии продолжается местная, среднеазиатская традиция изготовления посуды, сохраняется преемственность с предыдущим этапом, однако, наблюдаются значительные изменения в ассортименте форм керамики, особенно столовой: некоторые типы сосудов прекращают свое существование, в то же время появляется значительное количество новых. Второй хронологический этап в Маргиане и Бактрии характеризуется наибольшим разнообразием типов и вариантов сосудов. Аналогии для некоторых типов можно найти в Эламе, однако, общий набор форм (кубки, чаши, кувшины, сосуды с носиками и сливами разной формы, в том числе и чайники, слив которых соединен с венчиком с помощью перемычки) имеет ближайшие территориальные параллели в комплексах Северо-Восточного Ирана. Это сходство имеет лишь формальный характер, т. к. сохраняется местная технология изготовления посуды: керамика имеет традиционный для юга Средней Азии светлый цвет. На некоторых памятниках Маргианы и Бактрии (ранняя крепость Гонура 1, Дашлы 1) найдены импортные сероглиняные сосуды североиранских центров. Значительная группа сероглиняной керамики характерна для ранних этапов культуры Сапалли (в сосбенности для ее начальной фазы). А.А. Аскаров считает, что эти сосуды сделаны на месте, но по образцу североиранских (заметим, что, по нашему мнению, местное изготовление по иранским образцам сероглиняной посуды характерно и для Маргианы гонурского времени -- первая половина II тыс. до н.э.). Единичные сероглиняные сосуды разных форм, но также изготовленные на месте, встречаются и в комплексах второго хронологического этапа Маргианы, но более часты они в Тахирбае 3.
Появление сероглиняной посуды считается характерной чертой комплексов времени Намазга VI подгорной равнины Копетдага. Североиранские племена, возможно, также привнесли в керамическое производство Средней Азии такой широко распространенный на их посуде прием украшения поверхности, как лощение. Можно отметить, что оно более характерно для керамики Бактрии и очень редко встречается в Маргиане. Лощение широко распространено на керамике Сапалли-тепе, оно продолжает бытовать и в более поздние периоды: в кузалинском комплексе Джаркутана, в могильнике Молали, лощением украшена значительная группа сосудов из Нурекских могильников, отдельные сосуды поселения Тегузак и могильники вахшской культуры Тигровая Балка в Северной Бактрии. Керамика с лощением встречается и в южной Бактрии. Лощением украшены как красноангобированные, так и сосуды с белым или светлым ангобом. Пролощеные узоры чаще всего имеют вид вертикальных или горизонтальных полос, в таджикистанских комплексах встречена и вертикальная "елочка". Среди огромного керамического материала из раскопанных памятников Гонурского и Тоголокского оазисов Маргианы лощение отмечено лишь на нескольких сосудах, в частности на двух вышеупомянутых светлоглиняных сосудах баночной формы раннего типа, но найденных во втором хронологическом комплексе Тоголока 1, а также на фрагменте красноангобированной вазы из южной крепости Гонура 1.
На всех маргианских фрагментах лощение имеет вид широко разбросанных горизонтальных линий. По сравнению с импортной североиранской керамикой из Гонура 1 и Дашлы 1, пролощеный декор на сосуудах местного производства в Маргиане и Бактрии значительно более беден и характеризуется нерегулярностью нанесения полос. Все типы декора имеют аналогии в комплексах иранской серой керамики, при этом узоры в виде прямых параллельных линий встречаются лишь в самой поздней фазе Тюренг-депе. Лощение характерно и для части серых и красноангобированных сосудов подгорной равнины Копетдага времени Намазга VI.
Для некоторых типов бактрийско-маргианской керамики, преимущественно третьего хронологического этапа, наиболее четкие аналогии прослеживаются в хараппских и постхараппских комплексах. Прежде всего это касается ваз с широкой полой ножкой и небольшим резервуаром с отогнутым горизонтально-наружным венчиком. Такие вазы характерны для Тахирбая 3 и бустанской фазы культуры Сапалли. Согласно выполненномунедавно Дж. Дейлсом и Дж. Кенойером стратиграфическому описанию керамики Мохенджо-даро, вазы с аналогичной профилировкой наиболее характрны для фазы Б этого поселения (более поздней по отношению к фазе А). Среди материалов фазы Б также опубликованы фрагменты сосудов (предполагается, что это чаши), имеющих ребро-выступ на тулове, что является характерной особенностью группы ваз из Тахирбая 3, предположительно связанных В.М. Массоном с ранним периодом существования поселения. Среди опубликованных материалов Бактрии вазы с такой профилировкой резервуара отсутствуют.
Вазы с отогнутым наружу краем бортика есть и в Шортугае. Они бытовали в хараппских и постхараппских слоях этого поселения. Вазы с более глубоким резервуаром из слоя III по профилировке несколько ближе к бактрийским.
По мнению А.А. Аскарова, тип ваз на балясинообразной ножке, характерный для периода Кузали, также возник под влиянием индийских прототипов. Значительное число общих форм сосудов прослеживается в постхараппских периодах Шортугая и могильниках вахшской культуры.
В комплексах второго хронгологического этапа Маргианы получают широкое распространение горшки и хумчи, украшение по венчику и тулову горизонтальными полосами красной краски. Здесь ткже напрашивается параллель с аналогичной орнаментацией керамики древней Индии, хотя там полосы на сосудах обычно выполнены черной краской по красному фону или ангобу. Наиболее ранний сосуд с полосой красной краски найденв верхнихслоях Алтын-депе. П. Амье и М.-Э. Потье, исследуя различные группы древностей из разграбленных могильников Бактрии, датируют период расцвета бактрийско-маргианской цивилизации последней четвертью III тыс.--1800-1700 гг. до н. э., что хронологически совпадает с эпохой Намазга V юга Туркмении. Приблизительно такая же дата (конец или вторая половина III-начало II тыс. до н. э.) первоначально предлагалась и для материалов Мерхгарха VIII и Сибри в Белуджистане, керамика которых аналогична комплексам второго хрогологического этапа бактрийско-маргианской цивилизации. Мерхгарх VIII и Сибри синхронизировались с периодом развитой Хараппы, однако, как показали раскопки в Наушаро, материалы, аналогичные Мерхгарху VIII и Сибри, стратиграфически залегают позже комплекса последнего хараппского периода на этом поселении.
В настоящее время Ж.-Ф. Жариж датирует Мерхгарх VIII и Сибри приблизительно 1900 г. до н. э. Хараппская хронология также является предметом специальной дисскуссии, она не одинакова для разных регионов, однако, конец хараппской цивилизации наиболее часто связывается с 1800-1700 гг. до н. э. Во всяком случае комплексы Мерхгарх VIII и Сибри появяляются в Белуджистане в постхараппское время, также, как и большинство памятников Маргианы и Бактрии существует в период пост-Намазга V. В советской археологии для комплексов второго и третьего хрогологических этапов Маргианы и Бактрии предложены даты соответственно 1700-1400 и 1400-1000 гг. до н. э.
Для датирования некоторых среднеазиатских комплексов представляет интерес еще одна категория керамики -- это фрагменты сосудов степной бронзы. Несколько таких фрагментов найдено непосредственно в культурных слоях крепости Тоголок 1. Три из них происходят из помещений центрального ядра крепости, а остальные найдены в верхней части керамической свалки у западного фаса ее ограды. Для всех этих сосудов характерна стандартная профилировко -- баночная форма со слегка выпуклыми стенками и скошенным внутрь краем горловины. На одном из фрагментов орнамент в виде "гусениц", что позволяет сблизить его с полтавкинскими или раннепетровскими комплексами. По мнению Н.К. Качаловой, маргианский сосуд в целом ближе к протосрубному ареалу, чем к андроновскому. Второй фрагмент, происходящий из этого же самого помещения, по времени -- позже и имеет срубоидный облик: штамп, с помощью которого нанесен орнамерт, похож на срубный, на тесто имеетдругой характер. Не исключено, что хронологический разрыв между обоими фрагментами небольшой, и их дату можно свести ко второй четверти II тыс. (XVIII-XVII вв. до н. э.). Остальные фрагменты также могут быть сопоставлены с сосудами срубной культуры. Орнамент на фрагменте из помещения 14 выполнен мелкозубчатым штампом, широкое распространение которого отмечается для первого этапа срубной культуры Нижнего Поволжья, датируемого XVI-началом XV в. до н. э.
С керамикой из поселений первого этапа, происходящей из Покровского селища и ряда прикаспийских стоянок, наиболее сопоставим в целом и весь комплекс находок из Тоголока 1, но аналогии для него имеются и на поселениях старого этапа срубной культуры (XV-XVI вв. до н. э.). С учетом всех данных, даты для степной керамики, найденной в Тоголоке 1, укладываются в хронологический промежуток от XVIII до XIV вв. до н. э., что не противоречит хрогнологии комплексов второго этапа Маргианы. Целый сосуд, сходный с тоголокскими по форме и орнаментации, также найден на поселении Таип 1.
Керамика степной бронзы найдена и на некоторых других памятниках Маргианы, однако, она происходит в основном из подъемного материала, и ее соотношение с самими поселениями, ввиду недостаточности раскопок, пока не совсем ясно, как например, для Аучин-депе, с поверхности которого собрана значительная коллекция фрагментов степной посуды (в раскопанной части поселения такая керамика не найдена). Несколько фрагментов степной керамики было обнаружено и на поверхности Гонура 1; во вскрытых помещениях как северной, так и южной крепостей она пока также не найдена. Во многих случаях изолированные скопления керамики степной бронзы, по-видимому, представляют собой остатки отдельных стоянок.
Подъемная керамика степной бронзы низовей Мургаба в целом достаточно однородна и охарактеризована Е.Е. Кузьминой как имеющая наибольшее сходство с комплексами тазабагъябской культуры Махандарьи (низовья Заравшана). Основную волну проникновения степных племен в долину Мургаба Е. Е. Кузьмина относит к концу третьей-началу четвертой четверти II тыс. до н. э.(т. е. приблизительно к XIII в.).
Небольшая коллекция степной керамики, украшенной таким же орнаментом, как и фрагменты сосудов из Маргианы, происходит также из подъемных сборов к югу от Амударьи, в Северном Афганистане. Сосуд степной бронзы найден при раскопках верхнего слоя поселения Тахирбай 3. Он имеет баночную форму с уступом на плечике, а по стилю орнаментации близок основной массе фрагментов из подъемного материала Маргианы. Его можно сопоставить с некоторыми сосудами из могильника тазабагъябской культуры Кокча 3, который датируется М.А. Итиной XIII-XII или XII-XI вв. до н. э.
Таким образом, по материалам Маргианы сейчас установлен факт наиболее раннего проникновения степного населения прото- и раннесрубного ареала на юг Средней Азии и его контактов с жителями оседлоземледельческих оазисов (находки в крепости Тоголок 1). Основная волна проникновения степных племен в Маргиану, вероятно, связана с племенами Тазабагъябской культуры. Подъемная керамика степной бронзы на некоторых земледельческих поселениях стратиграфически, очевидно, соответствует концу их существования, но не менее вероятно, что она была принесена сюда уже после их запустения. Возможно, запустение ряда оазисов было вызвано экологической ситуацией, связанной с миграцией протоков реки Мургаб и опустыниванием дельты, которое могло иметь место в третьей четверти II тыс. до н. э. Возможно, кольчество поселениц в Маргиане в это время значительно сократилось. Выше указывалось, что пока здесь не найдены ни памятники, ни слои, аналогичные кузалинскому и молалинскому периодам Бактрии. В абсолютных датах это приблизительно середина XIV-XII вв до н. э., что соответствует периоду предполагаемого опустынивания ряда оазисов Маргианы. Возможно жизнь в некоторых из них прекратилась, а в ряде оазисов, например, в Тоголокском, продолжалась, о чем свидетельствует постройки, стоящие на культурных отложениях предыдущего периода и могильники в руинах заброшенных зданий, а также культурная преемственность между ними и комплексом Тахирбай 3.
В целом находки керамики степной бронзы на земледельческих поселениях Маргианы крайне малочисленны и каких бы то ни было изменений в материальной культуре или погребальных обрядах, которые были бы вызваны именно влиянием степных культур, по материалам раскопок поселений не наблюдается. Нет возможности проследить и результаты обратного влияния: стоянки степной бронзы в Маргиане были, по-видимому, чрезвычайно кратковременными, и их культурный слой целиком развеян. Пока нет достаточных оснований для утверждения о широких контактах, либо, напротив, о каких-то военных столкновениях между степными и земледельческими племенами на территории Маргианы, впрочем, не исключено, что в большинстве оазисов они просто разминулись во времени.
Иная картина наблюдается в Северной Бактрии, где контакты земледельческих и степных племен имеют реальное отражение в орхеологических комплексах. Взаимодействие разнокультурных традиций (бактрийской оседлоземледельческой, в целом являющейся ведущей, пришлой степной и местной, неолитической гиссарской) и их синтез наиболее отчетливо прослеживаются по материалам памятников Южного Таджикистана с преимущественно скотоводческим характером экономики. Совместные находки земледельческой и степной керамики характерны как для поселений, так и для некоторых могильников Южного Таджикистана, синхронных молалинской и бустанской фазам культуры Сапалли. В культурном и генетическом отношении влияния степной бронзы в Северной Бактрии восходит прежде всего к андроновскому кругу культур. Степная керамика Южного Таджикистана имеет преимущественные аналогии в федоровских комплексах Казахстана и Приаралья, а также в могильниках долины Заравшана. В погребениях вахшской культуры найдены горшки с налепным рельефным валиком на горле, что отражает влияние комплексов валиковой керамики. Степной компонент прослеживается и в оседлоземледельческих центрах Бактрии. В орнаментах сосудов и валиков на культовой гончарной керамике Джаркутана прослеживаются явные влияния саргаринских и бегазы-дандыбаевских комплексов. Датировка степных материалов в Северной Бактрии не противоречит абсолютной хрогологии молалинской и бустанской фаз культуры Сапалли.
Существование бактрийско-маргианской цивилизации в целом, вераятно, можно отнести ко II тыс. до н. э. Для основных хрогологических комплексов, по данным стратиграфии и керамики, сейчас ориентировочно можно предложить следующие даты: первый этап -- XX-XVIII вв. до н. э., второй этап -- XVIII-XIV (с двумя периодами: приблизительно XVIII-XVI и XVI-XIV вв. до н. э.), третий этап -- XIV-X вв. до н. э. (с тремя последовательными периодами: кузалинским, молалинским и бустанским).
Экспедиции. | Археологическое братство. |