Книги и статьи по археологии.Основная страница.

Астрофеномен Тахти-Сангина и предложения по программе астроархеологических исследований

Записка в Академию Наук Республики Таджикистан
Автор - Голод Альберт Александрович
goalbert@yandex.ru

Часть первая
АСТРОФЕНОМЕН ТАХТИ - САНГИНА

Вот этот рисунок

1 Большая удача оказаться в нужное время в нужном месте.
В 1988 году я работал в Южно-Таджикской археологической экспедиции на раскопках эллинистического храма Окса на городище Тахти-Сангин и, встречая рассвет, стал свидетелем уникального природного явления...
Но сначала краткая справка.
Храм расположен на правом, таджикском берегу Амударьи, практически у слияния рек Пяндж и Вахш у подножия южной оконечности хребта Актау (местное название Тешик-Таш). Видимая линия горизонта на востоке от Храма образована отдалённой горной цепью, на западе - как бы нависающим над Храмом хребтом Тешик-Таш. На востоке и на западе довольно сглаженные линии видимого горизонта имеют визуально различимые впадины, близкие по форме пиале. Форму оценил позже, а в то утро видел только впадины да знакомые очертания вершин "Трёхглавого дракона" на афганской стороне. Обе "пиалы" природного происхождения. На востоке - прорезана в горной цепи руслом реки Пяндж. "Западная пиала" более древнего, тектонического происхождения.
Первое, что показалось мне необычным и интересным - восходящее от дна "пиалы" Солнце. Почему обернулся - не знаю. Увидел, как полная Луна плавно опускается в "западную пиалу". Быстро, попеременно я начал смотреть вдаль на восток и назад вверх на запад. Потом долго было такое ощущение, что какое-то время смотрел в обе стороны одновременно. Запомнился миг, когда Солнце заполнило "восточную пиалу" и, как бы покоясь в ней, всё ещё касалось дна. Луна в этот же миг коснулась дна в своей "пиале". В следующие мгновения Солнце "оторвалось" от дна, а Луна стала "проваливаться".
После захода Луны я зафиксировал место, с которого видел этот природный феномен, установил на этой точке нивелир и измерил азимуты "пиал". Азимутальный угол между серединами "пиал" оказался равным 180 градусам. Азимут "восточной пиалы" и угол места западной - не измерял, о чём сейчас весьма сожалею. На небольшом листке блокнота изобразил схему наблюдения и записал дату - 27.09.88.

2 Почти двадцатилетний перерыв.
Восход на том же месте я встречал дня через два-три. Картина не повторилась...
И в последующие три года все сентябри работал там же, но увидеть Солнце и Луну на восходе в таком же равновесном состоянии не довелось. Сейчас понимаю сложность поиска нужного времени в нужном месте... С 1992 года работы Южно-Таджикской археологической экспедиции на Тахти-Сангине прекратились. Надежда вновь увидеть эти волшебные места угасла с кончиной Игоря Рубеновича Пичикяна. Была учёба, были другие экспедиции, были годы другой жизни.
И вот случай... Весной этого года, 30-го марта, коллега "по лопате", Андрей Паульевич Керзум, прислал подарок - адрес сайта с фотографиями 2007 года. Поиски в интернете подтвердили доходившие ранее слухи...
Из сообщения Национального Информагентства Таджикистана "Ховар" http://www.khovar.tj/2007/09/25/na_territorii_drevnego_gorodishha_takhti_sangin_vozobnovilis_raskopki.html узнал, что "... раскопки возобновились после трёхлетнего перерыва... Руководит раскопками сотрудник Археологического института Германии Анжела Дружинина...".
Информационный вестник "Пульс Востока" № 96441 17.10.2007 http://khovar.tj/uploads/vestnik/oct2007/17oct2007.doc представил интервью Дружининой: "...В 1998 году раскопки были возобновлены Тахтисангинским археологическим отрядом Института истории, археологии и этнографии Академии наук Таджикистана (начальник отряда Анжела Дружинина), при финансовой поддержке швейцарского фонда искусства "Меценос" и японского музея МИХО. ... в следующем году, по инициативе Правительства республики, раскопки будут проходить за счет государственного финансирования".
Это известие и определило решение серьёзно заняться темой Астрофеномена на Тахти-Сангине.

3 Перечитывая монографию...
В силу недоступности научных отчётов Южно-Таджикской археологической экспедиции попросил прислать первый том монографии о Тахти-Сангине и Храме и копию абриса - схемы события. Две недели ожидания бандероли...
Монографическое исследование "Эллинистический храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан) том 1. Раскопки, архитектура, религиозная жизнь. Москва. Восточная литература РАН. 2000. - авторы академик Борис Анатольевич Литвинский и доктор исторических наук Игорь Рубенович Пичикян - содержит изложение и анализ пятнадцатилетних (с 1976 по 1991 годы) раскопок Храма.
По прочтении монографии утвердился в том, что астрономические наблюдения находятся за рамками научных интересов авторов. Данные по геодезической привязке Храма также отсутствовали. Таблицы и рисунки не помогли мне восстановить место, с которого наблюдал восход и измерял разность азимутов "лунного" и "солнечного" визиров. Равновероятно это могли быть Большая площадь (Теменос) или южная стена Храма.

4 Оценка возможности наблюдения Астрофеномена Тахти-Сангина.
4.1 Детализация наблюдения.
1) Астрофеномен - это два одновременно наблюдаемых астрономических события: восход Солнца и закат полной Луны.
2) Дата наблюдения - 27 сентября 1988 года.
3) Место наблюдения - территория храма Окса. (Уточнение в п.10)
4) Способ наблюдения - визуальный, дополненный измерениями.
5) Фиксация восхода Солнца - по отрыву нижнего края светила от линии видимого горизонта.
6) Фиксация заката Луны - по касанию нижнего края диска линии видимого горизонта.
7) Положение точек "отрыва" и "касания" - в фиксированных на сглаженной линии видимого горизонта выемках (визирах), близких по форме к пиале.
8) "Отрыв" и "касание" произошли одномоментно
9) Происхождение визиров - природное. "Солнечный" визир прорезан в горной цепи руслом реки Пяндж. "Лунный" - тектонического происхождения.
10) Центры визиров и место наблюдения находятся строго на одной прямой.
11) Ближайшее астрособытие - Осеннее равноденствие.
12) Полнота наблюдения. Азимут "Солнечного" визира и угол места "Лунного" не измерялись.

4.2 Предварительные оценка возможности наблюдения Астрофеномена.
4.2.1 Закат полной Луны.
Полнолуние астрономическое - событие, при котором разность эклиптических долгот Солнца и Луны составляет 180 градусов. Это означает, что Солнце, Земля и Луна находятся примерно на одной прямой и земной наблюдатель видит светящийся диск Луны. Полная Луна повторяет по небу суточный путь Солнца, проходимый им за полгода до этого, поэтому летом полная Луна не удаляется высоко от земного горизонта, а зимою, напротив, поднимается высоко. В полнолуние Луна видна всю ночь: восходит после захода Солнца и заходит во время восхода Солнца.
Движение Луны является одним из самых трудных для исследования по двум причинам. Первая: возмущения в движении Луны очень невелики. Вторая: Луна близка к Земле, и поэтому в ее движении заметны такие отклонения, которые ускользают при наблюдении более далеких небесных тел. Как следствие возмущений элементы лунной орбиты постоянно изменяются. Периодическим возмущениям подвержены все элементы лунной орбиты. Каждый элемент лунной орбиты имеет не одно периодическое возмущение, а несколько сотен с разными периодами и амплитудами. Вследствие этого действительное движение Луны необычайно сложно, и его исследование составляет одну из самых трудных задач небесной механики.
Период обращения Луны вокруг Земли составляет 27,32 средних солнечных суток. Однако, из-за вековых возмущений Луна по истечении звёздного месяца никогда в точности не возвращается к прежнему положению и каждый следующий оборот вокруг Земли она совершает, строго говоря, по новому пути. Приблизительно через 18 лет и 7 месяцев (6793 средних суток) лунная орбита занимает опять прежнее положение. Таким образом, наблюдения Астрособытия 27.09.88. возможны на Тахти-Сангине с периодичностью примерно в 19 лет.
Расчёт времени наступления полнолуний.
[Online-калькулятор "Таблицы фаз Луны и моментов прохождения апогея и перигея" http://www.astronet.ru:8101/db/moon/moontable.html Рабочий интервал алгоритма от 1977 до 2022 года. Точность расчёта фаз Луны составляет 2 минуты. Входные данные: год. Выходные данные расчёта фазы полнолуния: время в универсальном (Гринвичском) времени (UTC) час: мин].
Входные данные: 1)1988. 2) 2007.
Выходные данные: 1)25 сен 1988 19:08. 2) 26 сен 2007 19:47.
В это же алгоритме нами рассчитаны и проанализированы времена всех полнолуний за период с 1988 по 2022 годы. Кроме отмеченных в 1988 и 2007годах есть две даты, приходящие на середину "девятнадцатилетнего" лунного цикла с близкими временами наступления фазы полнолуния: 16 сен 1997 18:52 и 16 сен 2016 19:08. Последняя дата прибавляет оптимизма не только потому, что она не в прошлом, но и датой осеннего равноденствия этого года - 22 сентября.
4.2.2 Восход Солнца.
Условно, полагаем местом наблюдения центр Храма. Местоположение Храма определим по карте Генерального штаба СССР 1985-1991. Топографическая карта Таджикистана 1:100000 10-42-1001 СССР Тадж.ССР Курган-Тюбинская область. Афганистан, провинция Кундуз. "Earth Seiences & MapLibrary 50 McCone Hall UniVersity of Calbfornia, Berkeley" http://www.astronet.ru:8101/db/moon/moontable.html
Принимаем значения географических координат центра Храма: 37 град. 09 мин. СШ и 68 гра.18 мин. ВД, высота в Балтийской системе высот h=0 (нулю).
Расчёт азимута и времени восхода Солнца.
[ Программа Satellite Antenna Alignment v2.3.0 http://www.al-soft.com/
Рабочий интервал алгоритма от 1753 до 9999 года. Точность расчёта азимута и времени восхода Солнца - разработчиком не объявлена. Входные данные: географические координаты (градусы, минуты) , h=0, временная зона, дата. Выходные данные: азимут (град) и местное время восхода (час: мин: сек) ].

Для принятого значения географических координат наблюдателя, при h=0 и временной зоны +5 представим результаты расчёта азимута и времени восхода Солнца на интересующие нас даты:
22.09.1988( осеннее равноденствие )89,00 06:30:31
25.09.1988( полнолуние в 19:08 UTC )90,47 06:33:00
27.09.1988( наблюдение )91,45 06:34:41
23.09.2007( осеннее равноденствие )89,20 06:30:51
26.09.2007(полнолуние в 19:47 UTC )90,67 06:33:20
27.09.200792,15 06:34:14
28.09.200791,64 06:35:04
29.09.200792,13 06:35:55
Середина лунного цикла
16.09.1997(полнолуние в 18:52 UTC )85,99 06:25:25
18.09.199786,96 06:27:03
25.09.199790,38 06:32:50
16.09.2016( полнолуние в 19:08 UTC )86,19 06:25:45
18.09.201687,16 06:27:38
25.09.201690,58 06:33:10
По данным предварительных расчётов в середине лунного цикла вероятно не полное наблюдение Астрофеномена в сентябре на второй день после наступления полнолуния.

Выводы:
А. По предварительным расчётам наблюдение Астрофеномена на Тахти-Сангине возможны 25 или 26 сентября в годы, отстоящие от 1988г-го с периодом, кратным 19-и [ ближайшее в 2026 году А.Г. ], а также в середине этого цикла 18 сентября [ ближайшее в 2016 году А.Г. ] - не полное по совпадению азимута восхода Солнца с природным "солнечным визиром" повторение события.
Б. Для вычисления времени наблюдения Астрофеномена необходимы геодезические координаты места наблюдателя.

Приложение:
Алгоритм определения геодезических координат наблюдателя Астрофеномена Тахти-Сангина.
Предлагаемый алгоритм состоит из двух частей:
1) Измерительная. Геодезическая привязка Храма Окса.
2) Расчётно-измерительная. Определение места наблюдателя.

1) Даже при наличии данных по геодезической привязке Храма в отчётах Южно-Таджикской Археологической экспедиции провести измерения с использованием Глобальной спутниковой навигационной системы GPS. Топографо-геодезические измерения на Тахти-Сангине автор предлагает поручить специализированной организации.
2) Алгоритм расчёта места наблюдателя (в общем виде).
Место наблюдателя Астрофеномена Тахти-Сангина на линии, соединяющей "лунный" и "солнечный" визиры, определить методом итерационных вычислений координат Луны на восходе Солнца 27.09.1988. Шаг итерации определяется разработчиком программы алгоритма. Критерий окончания вычислений - равенство расчётных координат Луны измеряемым координатам "восточной пиалы". [Дата 18.09.2016 требует уточнения по результатам расчёта места наблюдателя А.Г.].
Разработка алгоритма, равно как и расчёты дат и времени наблюдения Астрофеномена Тахти-Сангина, полагаю, могут быть выполнены Институтом Астрофизики АН Таджикистана.
Не удивлюсь, и даже буду рад, если астрономы, прочитав Записку, улыбнутся и укажут только расчётный - менее затратный - путь исправления, мягко говоря, недоработки "человека с лопатой" в сентябре 1988 года. Буду рад, если при этом будут вычислены и иные, более близкие дню сегодняшнему, даты.
Не огорчусь, если скажут, что сей паноптикум в астрономических кругах дело известное и опубликовано тогда-то и тогда-то, там-то и там-то, и это избавило бы автора от напрасных трудов.

Часть первую Записки автор рассматривает как своего рода введение во вторую - предложения по астроархеологическому исследованию Тахти-Сангина.

часть вторая
АСТРОАРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТАХТИ-САНГИНА

Автор не считает напрасно потраченным время, связанное с этой работой. Литература по астрономии и практический опыт расчёта параметров астрономических событий, знакомство с астроархеологией и сведения об открытых археологами древних обсерваториях - всё это помогло подготовить сообщение о потрясающем воображение природном явлении и оценить возможность его наблюдения. Наконец - подготовить предложения по программе астроархеологических исследований вероятного существования обсерватории на Тахти-Сангине.

Считаю уместным ознакомить читателей Записки с некоторыми наблюдениями авторов монографии о храме Окса:
- При обследовании в 1975 году территории городища установлено, "что жизнь здесь возникла ещё в эпоху первобытности. Об этом свидетельствует могильник позднебронзовой культуры, которую Б.А.Литвинский назвал "вахшской". Этот могильник находится у слияния Вахша и Пянджа, отчего был обозначен как "Амударьинский могильник". На нём Л.Т.Пьянковой проведены небольшие раскопки (Пьянкова Л.Т. Древние скотоводы Южного Таджикистана (по материалам могильника "Тигровая Балка"). Душанбе, 1989, с.14; Пьянкова Л.Т. Новый могильник вахшской культуры. - АРТ, вып. ХХ111 (1983) 1991,с.165-176) [Материалы автору в настоящее время недоступны. А.Г.]. Имеются и другие небольшие курганные могильники". (с.47).
- "Топография местности показывает, что к северу, западу и востоку от храма крупных сооружений не сохранилось. Они могут быть лишь к югу от храма. Об этом говорит и небольшая территория, остающаяся между мощными стенами теменоса из сырцового кирпича, опоясывающими храм, и каменными стенами цитадели. Расположенные по внутреннему периметру оборонительных стен цитадели строительные комплексы играли, по-видимому, служебную роль: были складскими, ремесленными и жилыми прихрамовыми помещениями". (с.50)
- "... вполне вероятно, место для храма у слияния Вахша и Пянжа и образования Амударьи (совокупность этих рек носила в древности название Окс), где соединяются важнейшие речные потоки Бактрии и как бы рождалась и распределялась вода, персонифицировавшаяся в образе божества Воды и родственных божеств, было выбрано ещё и потому, что здесь, несомненно, располагалось пока ещё не найденное более раннее святилище, построенное в ахеменидское время и посвященное великой реке Оксу. Многочисленность вотивов ахеменидского времени в хранилищах храма Окса, который там датируется эллинистическим временем, скорее всего указывает на то, что эта группа вотивов накапливалась в более раннем храме". (с.368) "Во всяком случае, очень вероятно, что культ божества Окса-Вахша существовал в этом месте, у слияния рек, с более древних времён, чем приход македонцев в Бактрию. Не менее вероятно также, что культ Окса был очень распространён и мы открыли не единственное его святилище. В пользу этого говорят восходящие к имени Окса теофорные имена, в состав которых входит имя божества Вахш-Окс (см. выше, в главе V11). Об этом же свидетельствует и средневековая традиция". (с.373)
- "Пешеходный перевал Тешик-таш через хребет опускался по древнему саю к западной стене цитадели. Древний сай, в далёком прошлом довольно многоводный, давал естественное заполнение водой крепостному рву цитадели (около 3 м глубиной). Таким образом, цитадель, с запада защищенная горным хребтом, с востока - Амударьёй, с севера и юга - двойным рядом городских оборонительных стен, была неприступна с суши благодаря стратегически продуманному выбору места. Кроме того, пешеходный перевал через ущелье Тешик-таш на западе исключал эффективную блокаду с севера и юга". (с.49)
- "Фортификация цитадели датируется концом греко-бактрийского или юэчжийским периодом. Впрочем, детальное изучение этой фортификации - дело будущего. Пока наши заключения о датировке носят скорее умозрительный характер". (с.49) "Раскопки цитадели Тахти-Сангина, несомненно, будут продолжены..." (Часть 1, Глава 3, 8. Вопросы хронологии. с.184)
- "Один из авторов, И.Р.Пичикян, считает, что храм был построен при Александре Македонском. Другой, Б.А.Литвинский, полагает, что храм был возведён скорее в конце 4 - начале 3 в. до н.э.". (с.183)
- "Как выяснилось в результате раскопок, доведённых до материка, ...основание для постройки храма подвергалось предварительной нивелировке и выравниванию большими, геометрическими по форме террасами". И далее: "... строительная площадка под храм и священный участок, равная не менее 100Х100м. была заровнена ступенями. соответствующими рельефу местности, что привело к большой экономии финансовых и физических затрат, а кроме того, возможно, соответствовало желанию строителей сделать центральную храмовую часть значительно выше (на 2м.) преддверия - пропилей". (с.52)
- "С запада, севера и юга айван ограждён монументальными стенами... С востока айван был открыт. С запада был соединён широким (3м) и глубоким (4м) дверным проёмом с центральным залом..." (с.113)

Открытое для обзора на восток пространство Тахти-Сангина позволяет при ясной погоде ежедневно видеть восход Солнца и периодически восходы полной Луны. Азимуты восхода Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния на Тахти-Сангине близки к 60-и и 120-и градусам соответственно. Расчёты в программе Satellite Antenna Alignment для широты 37 град. 9 мин. дают величины 59,33 и 119,22. А с определённого места в дни, близкие к дням весеннего и осеннего равноденствия, видно, как солнечный диск на восходе заполняет "восточный" визир Астрофеномена.

Эти дни могли быть одними из первых, фиксируемых насельниками этого места в эпоху первобытности: "Сидящий на Камне много знал про Горячий Огонь. Если Горячий Огонь загорался в Далёкой Яме на пути от Больших Гор к Одинокой Горе, надо посылать женщин в горы искать сладкие коренья. Когда Горячий Огонь шёл от Одинокой Горы к Большим Горам и загорался в Яме, то детям пора ловить кекликов. Все Рмалу одевали шкуры, когда Горячий Огонь жил в Больших Горах. Горячий Огонь спал у Одинокой Горы и всем Рмалу было тепло в повязке из травы. Много говорил Горячий Огонь Сидящему на Камне и Сидящий на Камне много костров говорил это мне - Сидящему у ног Сидящего на Камне. И совсем мало говорил Сидящий на камне о Холодном Свете. Холодный Свет не говорил с Сидящим на Камне. Сидящий на Камне не знал, где будет спать и когда придёт Холодный Свет. Почему Холодный Свет убегал от Горячего Огня и куда прятался на много костров. О чём Холодный Свет разговаривал с Большими Горами, когда Горячий Огонь спал за Одинокой Горой. Но в плохое время Холодный Свет становился добрым, помогал всем Рмалу и светил во время сна Горячего Огня. Я был Сидящий у ног Сидящего на Камне. Я увидел, что Горячий Огонь из Далёкой Ямы освещает гору над Сидящим на Камне. Я расчистил это место от травы и вбил большой клык вепря, которого ело племя... Когда Горячий Огонь ушёл спать Сидящий на Камне рассказал, что сгорит много костров и Холодный Свет захочет сожрать Горячий Огонь. Горячий Огонь останется жив, но об этом нельзя говорить всем Рмалу. Об этом Сидящий на Камне говорит только Сидящему у его ног и перестанет есть. Сидящий на Камне перестал есть и Я сел на Камень ждать, когда проснётся Горячий Огонь...". Прошу прощения у терпеливого читателя. Рассматривая топографическую карту, автор увлёкся, вспоминая любимого в детстве писателя - Рони Старшего, и представил далеко не простейшую "обсерваторию", обходящуюся к тому же без ближнего ориентира.

Возможно, и при самом тщательном исследовании городища нам не удастся отыскать этот Камень, но вычислить его место астрономам не составит большого труда.

Из эпохи первобытности перенесёмся в более близкие нам времена: археологические исследования не исключают возможности существования более раннего святилища (с. 36 Монографии). Не исключено, что оно могло находиться на месте храма Окса и было снесено при его планировке (с.52 ). Возможно, и сама нивелировка террасами проведена для улучшения условий астронаблюдений, расширением спектра и повышения точности измерений установкой новых ближних визиров. К тому же, остаётся неисследованной площадь под "мощными стенами теменоса из сырцового кирпича, опоясывающими храм" (с..50).

Астрономам Тахти-Сангина повезло. Помимо двух визуально фиксируемых в дни летнего и зимнего солнцестояния восходов Солнца природа подарила инструмент вычисления дат, близких к датам равноденствия - "солнечный визир" Астрофеномена. В Храме помимо восходов Солнца и полной Луны в эти астрономически значимые периоды могли вести - автор полагает, вели - наблюдения закатов Солнца и полной Луны. Не исключено, что задачи, решаемые древними астрономами, не ограничивались календарными.

При отсутствии письменных источников ответить на вопрос о функционировании в столь благоприятном для астрономических наблюдений месте в действующем Храме [В храме Окса или в более раннем святилище - для постановки задачи не имеет значения. А.Г.] обсерватории смогут только астроархеологические исследования.

Разработать подобную программу во всей полноте автор не берётся по двум причинам: первая - автор не обладает достаточными знаниями во всех научных и технических областях самой программы [Программа астроархеологических исследований может быть лишь продуктом коллектива специалистов. А.Г.] и вторая - отсутствие у автора материальных ресурсов для её выполнения.

Для обсуждения и принятия программы исследований автором предлагается критерий оценки существования древней обсерватории, перечень основных рабочих групп и ряд конкретных задач астроархеологического исследования храма Окса.

КРИТЕРИЙ.

Гипотеза о существовании на территории городища Тахти-Сангин древней обсерватории становится фактом, если расчётами и измерениями будет подтверждено включение в качестве инструментов (визиров) наблюдения и измерения астрономических значимых событий археологически обнаруженные артефакты, к которым могут быть отнесены и элементы архитектуры строений. При обнаружении одного артефакта-визира вопрос о факте существования обсерватории остаётся открытым. Принадлежность артефактов ко времени наблюдения в прошлом астрособытий не должна быть опровергнута.

РАБОЧИЕ ГРУППЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ:

- Поверка точности геодезической привязки элементов архитектуры храма Окса по археологически выявленным периодам строительства и перестроек за весь период работы Южно-Таджикской археологической экспедиции. Данные научных отчётов по топографической съёмке и геодезической привязке, проводившихся в разное время различными исполнителями, поверяются современными спутниковыми измерительными комплексами и вводятся в Единый электронный каталог данных астроархеологических исследований.
Автор предлагает определить исполнителя данной работы в ходе открытого конкурса претендентов, о чём дать соответствующие объявления. Предложения на участия в конкурсе могут быть направлены в специализированные организации:
ЗАО НПП "НАВГЕОКОМ" http://www.navgeocom.ru/index.htm
ЗАО "Картгеобюро" http://www.kartgeoburo.ru/
Геоинформационные технологии КБ "Панорама" http://gisinfo.ru/,
известные автору, а так же и в иные организации.

- Разработку Единого электронного каталога данных астроархеологических исследований, равно как и математического обеспечения полагаем, обеспечит Академия Наук Таджикистана. Формат представления данных и организация доступа к данным каталога согласовывается с основными исследовательскими и рабочими группами. Коррекция введённых данных проводится только с санкции руководителя астроархеологических исследований.

- Институту Астрофизики АН Таджикистана может быть поручено формирование рабочей группы астрономических наблюдений и измерений.

- Институт истории, археологии и этнографии им. А.Дониша А Н Таджикистана определит целесообразность создания группы археологических исследований, учитывая, что с 2008 года на Тахти-Сангине запланирована работа археологической экспедиции - начальник Анжела Дружинина.

- Результаты археологических исследований и астрономических измерений на Стоунхендже британские астроархеологи использовали в качестве исходных данных при разработке алгоритма компьютерной программы, давшей ответ: Стоунхендж - древняя обсерватория. Автор предлагает использовать этот опыт при исследованиях на Тахти-Сангине. В доступной автору литературе представлены лишь общие критерии оценки связи геометрии Стоунхенджа с его возможностями астрономических измерений. Априори аналогичный алгоритм для храма Окса разработать невозможно. Автор может предложить лишь ряд исследовательских задач.

- Выявление вероятных природных дальних и рукотворных ближних визиров и соответствующих им рабочих мест наблюдателя для фиксации и измерений параметров астрономически значимых событий в секторах азимутов наблюдения Солнца и полной Луны. Описание и геодезическая привязка визиров и рабочих мест наблюдателя. [Целесообразно предварительно определить наличие ориентиров вблизи расчётных азимутов наблюдения значимых астрономических событий. А.Г.]

- Выявление рабочих мест наблюдателя, с которых может производиться более одного наблюдения (измерения) астрономически значимых событий.

- Частной задачей можно считать проверку колонн айвана на принадлежность к ближним визирам. [Задача актуальна и при несовпадении азимутов линии визиров 27.09.1988 и оси симметрии Храма ДД' - таблица 14 монографии].

- Наблюдения восходов и закатов Солнца и полной Луны в периоды весеннего и осеннего равноденствий и летнего и зимнего солнцестояний с различных рабочих мест наблюдателя с ориентацией на разные заранее определённые визиры. Последующий сравнительный анализ проведённых при этом измерений.

- По данным измерений проводить расчеты азимутов не наблюдавшихся астрономических событий.

- Инструментальные замеры возможных астрономически значимых направлений помимо солнечных и лунных. Составление частных измерительных программ по окончании с положительным результатом программы астроархеологических исследований

- По результатам компьютерного моделирования оценить методом Локьера время возможного существования древней обсерватории на Тахти-Сангине.

Замечание:

Проведение археографических исследований по теме - компетенция Института востоковедения и письменного наследия АН Таджикистана.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Полномасштабные астроархеологические исследования Тахти-Сангина возможны лишь при поддержке Правительства Республики Таджикистан.

Автор будет признателен за любые критические замечания, вдвойне - за указания на ошибки. Со всей благодарностью примет информационную и научную помощь.

Альберт Александрович Голод.
goalbert@yandex.ru
Сайт управляется системой uCoz